О чем сайт
Автор сайта
Прикосновение к истории.
Коротко о себе
Основные темы
- Журналы XIX века:
Я выбрал для ознакомления шесть журналов.
- Картины:
Посмотрим картины художников из этих журналов
- Писатели:
Далее ознакомимся с писателями произведения которых там же публикуются.
Стечение обстоятельств, которое вынудило меня заняться разработкой сайта, было неожиданным. Ехал на работу, чтобы сократить путь прыгнул с платформы электрички, правой ногой попал на камень. Перелом - гипс на три месяца. Сидеть дома. Первые два дня прошло в суете. Костыли и как ими пользоваться. Затем встал вопрос чем заниматься.
Задумался. Потом решил неплохо бы изучить объектно-ориентированное програмирование (ООП). Когда изучил решил для закрепления знаний сделать сайт. Но надо - же чем - то заполнить? Давно привлекала меня тема XIX век. Журналы о чем писали и кто. Какие художники были модными. Посмотреть что сейчас известно о издателях старых журналов. Романы повести и рассказы каких писателей тогда публиковались.
Журналы:
Новый русский базар
Иллюстрированный дамский журнал — выходил в Петербурге в 1867—1905, 3 раза в месяц, с 1867 — еженедельно. Изд. (в разное время) — В. Е. Генкель, В. Э. Гольдшмидт, А. Лишке, К. К. Рейтгер и др. Ред. — П. Эйснер, А. С. Афанасьев и др. В первый год издания «Н. р. б.» выходил отдельными выпусками (один литературный выпуск и два — специально посвященных модам и рукоделиям). В первом литературном номере «Н. р. б.» высказываются симпатии к демократическим журналам «Дело» и «Женский вестник» . Редакция рекомендует эти издания своим читателям. В это время журнал выступает за расширение женского образования, публикует очерки Г. И. Успенского. В дальнейшем «Н. р. б.» заметно потускнел. Заполнялся главным образом развлекательной переводной беллетристикой, медицинскими и кулинарными советами.
Всемирная иллюстрация
Oснована Германом Гоппе в 1869 г. и по его плану должна была служить иллюстрированной хроникой современной жизни; пользуясь работами русских граверов, печатание гравюр Гоппе производил в Париже. Журнал выходит в СПб. еженедельно в обычном формате in 2°. Многие выдающиеся события послужили поводом к изданию особых приложений к журналу, из которых составились сборники: "Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого" (1872); "Иллюстрированная хроника войны" (1877-1878); "Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве" (1882); "Венчание русских государей на царство" (1883). Главная заслуга в этом деле принадлежит граверу Л. М. Серякову, за ним И. И. Матюшину, А. Зубчанинову, Э. Даммюлеру, Б. Брауне, А. Даугелю, К. Веймарну, Ю. Барановскому, Г. Диамантовскому и др.
Живописное обозрение
Живописное обозрение стран света — еженедельный журнал, издавался в Петербурге в 1872—1905. Менял подзаголовок: в 1874 — «Иллюстрированный журнал путешествий, исследований и проч.»; с 1875 — «Иллюстрированный журнал»; с 1895 — «Художественно-литературный журнал» и т. д. Изд.-ред. — Н. И. Зуев, Д. А. Карч-Карчевский, Н. И. Шульгин, А. Е. Шеллер, К. С. Баранцевич и др., с 1904 — А. П. Нестер, в 1905 — И. Н. Потапенко. «Обозрение» ставило своей целью «ознакомить читающий круг с известными путешествиями, экспедициями и открытиями...» Журнал помещал оригинальные и переводные статьи и очерки научно-популярного характера («Полярные льды и полярные воды», «Африка», «Звездное небо», «Погребальные обряды разных народов», «Вулканические явления на земном шаре» и др.). Журнал публиковал хорошо выполненные иллюстрации.
Новое время — Иллюстрированное приложение.
16 февраля 1876 г.разрешение на издание газеты получил А.Суворин (11.09.1834 - 11.08.1912).Здесь ярко проявился его издательский и редакционный талант. Издавалась в 1868—1917 5 раз в неделю, с № 234 за 1869 ежедневно, с 1881 2 издания (утреннее и вечернее); с 1891 выходило еженедельное иллюстрированное приложение (в 1896—1908 2 раза в неделю). Редакция — с 1880 х гг. в Эртелевом переулке (ныне улица Чехова, 6). Издатели А. К. Киркор и Н. Н. Юматов, в 1872 Ф. Н. Устрялов, в 1873 О. К. Нотович, в 1874—76 К. В. Трубников, в 1876—1912 А. С. Суворин, с 1912 издатель — Товарищество А. С. Суворина «Новое время».С конца 1870 х гг. выступала в защиту самодержавия. Наряду с политическими вопросами уделяла большое внимание событиям культурной, литературной и театральной жизни (в том числе в Петербурге). В 1886 — начале 1890 х гг. в газете печатался А. П. Чехов. В 1905 «Н. в.» — рупор черносотенцев. После Февральской революции вела пропаганду против большевиков. Закрыта Петроградским ВРК 26 октября (8 ноября) 1917 г.
Божiя нива
Журнал, издавался ежемесячно в 1902-1917 гг. Троице-Сергиевой лаврой с подзаголовком «Троицкий собеседник для церковно-приходских школ» (1902-1905) и «Троицкий собеседник для православной школы и семьи» (1906-1917). Издание прекратилось в мае 1917 г. на № 185. В 1903-1917 гг. в качестве приложения к «Б. н.» выходил ж. «Зернышки Божией нивы: Троицкое чтение для детей» (173 номера).
Основателем и бессменным редактором «Б. н.» был архим. (с 1904 епископ, с 1913 архиепископ) Никон (Рождественский).
По его просьбе митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) представил в Святейший Синод программу журнала и исходатайствовал благословение на его издание (разрешение получено в нояб. 1901). В марте 1903 г. журнал рекомендован Училищным советом Святейшего Синода для б-к всех церковноприходских школ.
«Божiя нива.» содержала 7 рубрик: Церковь и школа, Семья и школа, Школа и народная жизнь, Школа как воспитательница эстетических чувств, Посевы и всходы, Летопись церковных школ, Переписка наших читателей, Наш дневник. На протяжении 16 лет издания журнал был посвящен задаче «оказывать нравственную поддержку всем, кто трудится в церковноприходских школах, в великом деле воспитания детей народа в духе христианского благочестия и родных преданий старины». Авторы и корреспонденты журнала привлекались в основном из среды сельских учителей и священников, особенностью издания являлась простота стиля и содержания.
Мiр Божiй
Некоторые новые толстые русские журналы появлялись рядом со своими старшими собратьями, их редакции находились в близких отношениях. Так возник «МИР БОЖИЙ», издательница которого Александра Аркадьевна Давыдова – вдова директора Петербургской консерватории К.Ю. Давыдова, начинала свою деятельность под влиянием Н.К. Михайловского, с которым ее связывала многолетняя дружба.
Многих членов редакции связывали родственные отношения, благотворно отразившиеся па деятельности журнала. Активное участие принимали в журнале дочери Давыдовой – Лидия Карловна Туган-Барановская по мужу и приемная дочь Мария Карловна, известная в русской журналистике под двойной фамилией Куприна-Иорданская. Женой А.И. Куприна она стала в 1903 г., в это же время после смерти матери и старшей сестры она стала издательницей «Мира божьего».
За редактора «Современного мира», сменившего «Мир божий», Н.И. Иорданского она вышла замуж в 1910 г. М.К. Куприна-Иорданская работала в журналистике и после октября 1917 г. Она оставила интересные воспоминания «Годы молодости», где рассказала и о А.И, Куприне, и о журнале «Мир божий»
М.И. Туган-Барановский – экономист, историк, один из представителей «легального марксизма» сотрудничал в журнале сам и привел своих единомышленников – П.Б. Струве, Н.А. Бердяева и С.А. Булгакова. Много работал в журнале А.И. Куприн, активно публиковался Д.Н. Мамин-Сибиряк, маленькую дочь которого после смерти его жены взяла в свой дом А.А. Давыдова.
Первый номер журнала за 1892 г. вышел с опережением – 13 декабря 1891-го. Редактором вначале был В.П. Острогорский – профессор, известный литературовед и педагог. Давыдова и Острогорский планировали создать журнал для подростков, но планы постепенно менялись. В подзаголовке «Мира божьего» в год выхода значилось: «Литературный и научно-популярный журнал для юношества». В объявлении об издании подчеркивалось, что журнал хочет давать своим читателям «общедоступное образовательное чтение». В качестве основного читателя предполагалась и образованная семья, и читатели из различных слоев общества. Но журнал стал расширять предполагаемую аудиторию, выводить ее за пределы собственно подростковой. От первоначальных планов осталось только название: «Мир божий» – мир вокруг человека, со всеми его проявлениями, тайнами и загадками[23]. В 1893 г. редакция получила разрешение добавить к подзаголовку слова «и для самообразования». Значит, аудитория расширилась еще больше, так как самообразованием могут заниматься люди любого возраста.
Мир божий» формировался как образовательный научно-популярный журнал для юношества и «средней по образованию публики». Этим объяснялось обилие научных и научно-популярных публикаций, которыми журнал славился все время своего существования.
Знакомство с веком минувшим
Знакомство с веком минувшим, т.е. с 19 и началом 20 до революции 1917 года,удобно рассматривая повседневную жизнь обитателей того мира
Для этого и служат персонажи сайта,где главными являются:Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева,писатель Павел Иванович Мельников - Печерский,архиепископ Феофан Полтавский (Быстров),княгиня Аврора Карловна Демидова.
Начнем с Марии Тенишевой.Трудное детство в сочетании с привитым ей комплексом неполноценности неожиданно выковали в ней сильный характер.
К укреплению сильной воли как ни странно способствовал неудачный брак.Оставив дочь на попечении родственников. И расставшись с нелюбимым мужем. Мария решила заняться самообразованием.Для этого она перебралась в Париж
И удача ей сопуствовала.Но сколько нужно было приложить сил для этого.Она изучает пение и хорошо поет.Учится на художника и неплохо рисует.Когда кончатся деньги она возвращается в Россию.Через некоторое время она знакомится с "Киту" Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской,которая с увлечением ее поддерживает,помогает материально и отправляется с ней в Париж.Создает условия для продолжения образования
Во второй свой приезд в Париж Мария Тенишева овладела ремеслом создавать минюатюры на эмали,что в тяжелые годы эмиграции позволит им существовать опираясь на собственные силы.
Конечно на такую красивую,умную и талантливую женщину,обратил свое внимание князь Вячеслав Николаевич Тенишев.
С прежним мужем брак был расторгнут (Николаев).Она вышла замуж за князя Тенишева унаследовам его титул и приняв фамилию мужа.Богатый муж способствовал исполнению многих ее начинаний.
Кн.М.Тенишевой была собрана коллекция предметов русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску.Таким образом ,забота о просвещении русского народа,послужила основанием для доброй памяти у потомков.
далее...