О чем сайт

Автор сайта

Прикосновение к истории.

Коротко о себе

Основные темы

  • Журналы XIX века:

    Я выбрал для ознакомления шесть журналов.

  • Картины:

    Посмотрим картины художников из этих журналов

  • Писатели:

    Далее ознакомимся с писателями произведения которых там же публикуются.

Стечение обстоятельств, которое вынудило меня заняться разработкой сайта, было неожиданным. Ехал на работу, чтобы сократить путь прыгнул с платформы электрички, правой ногой попал на камень. Перелом - гипс на три месяца. Сидеть дома. Первые два дня прошло в суете. Костыли и как ими пользоваться. Затем встал вопрос чем заниматься.

Задумался. Потом решил неплохо бы изучить объектно-ориентированное програмирование (ООП). Когда изучил решил для закрепления знаний сделать сайт. Но надо - же чем - то заполнить?  Давно привлекала меня тема XIX век.  Журналы о чем писали и кто. Какие художники были модными.  Посмотреть что сейчас известно о издателях старых журналов. Романы повести и рассказы каких писателей тогда публиковались.

Журналы:

Новый русский базар

Иллюстрированный дамский журнал — выходил в Петербурге в 1867—1905, 3 раза в месяц, с 1867 — еженедельно. Изд. (в разное время) — В. Е. Генкель, В. Э. Гольдшмидт, А. Лишке, К. К. Рейтгер и др. Ред. — П. Эйснер, А. С. Афанасьев и др. В первый год издания «Н. р. б.» выходил отдельными выпусками (один литературный выпуск и два — специально посвященных модам и рукоделиям). В первом литературном номере «Н. р. б.» высказываются симпатии к демократическим журналам «Дело» и «Женский вестник» . Редакция рекомендует эти издания своим читателям. В это время журнал выступает за расширение женского образования, публикует очерки Г. И. Успенского. В дальнейшем «Н. р. б.» заметно потускнел. Заполнялся главным образом развлекательной переводной беллетристикой, медицинскими и кулинарными советами.


Всемирная иллюстрация

Oснована Германом Гоппе в 1869 г. и по его плану должна была служить иллюстрированной хроникой современной жизни; пользуясь работами русских граверов, печатание гравюр Гоппе производил в Париже. Журнал выходит в СПб. еженедельно в обычном формате in 2°. Многие выдающиеся события послужили поводом к изданию особых приложений к журналу, из которых составились сборники: "Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого" (1872); "Иллюстрированная хроника войны" (1877-1878); "Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве" (1882); "Венчание русских государей на царство" (1883). Главная заслуга в этом деле принадлежит граверу Л. М. Серякову, за ним И. И. Матюшину, А. Зубчанинову, Э. Даммюлеру, Б. Брауне, А. Даугелю, К. Веймарну, Ю. Барановскому, Г. Диамантовскому и др.


Живописное обозрение

Живописное обозрение стран света — еженедельный журнал, издавался в Петербурге в 1872—1905. Менял подзаголовок: в 1874 — «Иллюстрированный журнал путешествий, исследований и проч.»; с 1875 — «Иллюстрированный журнал»; с 1895 — «Художественно-литературный журнал» и т. д. Изд.-ред. — Н. И. Зуев, Д. А. Карч-Карчевский, Н. И. Шульгин, А. Е. Шеллер, К. С. Баранцевич и др., с 1904 — А. П. Нестер, в 1905 — И. Н. Потапенко. «Обозрение» ставило своей целью «ознакомить читающий круг с известными путешествиями, экспедициями и открытиями...» Журнал помещал оригинальные и переводные статьи и очерки научно-популярного характера («Полярные льды и полярные воды», «Африка», «Звездное небо», «Погребальные обряды разных народов», «Вулканические явления на земном шаре» и др.). Журнал публиковал хорошо выполненные иллюстрации.


Новое время — Иллюстрированное приложение.

16 февраля 1876 г.разрешение на издание газеты получил А.Суворин (11.09.1834 - 11.08.1912).Здесь ярко проявился его издательский и редакционный талант. Издавалась в 1868—1917 5 раз в неделю, с № 234 за 1869 ежедневно, с 1881 2 издания (утреннее и вечернее); с 1891 выходило еженедельное иллюстрированное приложение (в 1896—1908 2 раза в неделю). Редакция — с 1880 х гг. в Эртелевом переулке (ныне улица Чехова, 6). Издатели А. К. Киркор и Н. Н. Юматов, в 1872 Ф. Н. Устрялов, в 1873 О. К. Нотович, в 1874—76 К. В. Трубников, в 1876—1912 А. С. Суворин, с 1912 издатель — Товарищество А. С. Суворина «Новое время».С конца 1870 х гг. выступала в защиту самодержавия. Наряду с политическими вопросами уделяла большое внимание событиям культурной, литературной и театральной жизни (в том числе в Петербурге). В 1886 — начале 1890 х гг. в газете печатался А. П. Чехов. В 1905 «Н. в.» — рупор черносотенцев. После Февральской революции вела пропаганду против большевиков. Закрыта Петроградским ВРК 26 октября (8 ноября) 1917 г.


Божiя нива

Журнал, издавался ежемесячно в 1902-1917 гг. Троице-Сергиевой лаврой с подзаголовком «Троицкий собеседник для церковно-приходских школ» (1902-1905) и «Троицкий собеседник для православной школы и семьи» (1906-1917). Издание прекратилось в мае 1917 г. на № 185. В 1903-1917 гг. в качестве приложения к «Б. н.» выходил ж. «Зернышки Божией нивы: Троицкое чтение для детей» (173 номера).

Основателем и бессменным редактором «Б. н.» был архим. (с 1904 епископ, с 1913 архиепископ) Никон (Рождественский).

По его просьбе митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) представил в Святейший Синод программу журнала и исходатайствовал благословение на его издание (разрешение получено в нояб. 1901). В марте 1903 г. журнал рекомендован Училищным советом Святейшего Синода для б-к всех церковноприходских школ.

«Божiя нива.» содержала 7 рубрик: Церковь и школа, Семья и школа, Школа и народная жизнь, Школа как воспитательница эстетических чувств, Посевы и всходы, Летопись церковных школ, Переписка наших читателей, Наш дневник. На протяжении 16 лет издания журнал был посвящен задаче «оказывать нравственную поддержку всем, кто трудится в церковноприходских школах, в великом деле воспитания детей народа в духе христианского благочестия и родных преданий старины». Авторы и корреспонденты журнала привлекались в основном из среды сельских учителей и священников, особенностью издания являлась простота стиля и содержания.


Мiр Божiй

Некоторые новые толстые русские журналы появлялись рядом со своими старшими собратьями, их редакции находились в близких отношениях. Так возник «МИР БОЖИЙ», издательница которого Александра Аркадьевна Давыдова – вдова директора Петербургской консерватории К.Ю. Давыдова, начинала свою деятельность под влиянием Н.К. Михайловского, с которым ее связывала многолетняя дружба.

Многих членов редакции связывали родственные отношения, благотворно отразившиеся па деятельности журнала. Активное участие принимали в журнале дочери Давыдовой – Лидия Карловна Туган-Барановская по мужу и приемная дочь Мария Карловна, известная в русской журналистике под двойной фамилией Куприна-Иорданская. Женой А.И. Куприна она стала в 1903 г., в это же время после смерти матери и старшей сестры она стала издательницей «Мира божьего».

За редактора «Современного мира», сменившего «Мир божий», Н.И. Иорданского она вышла замуж в 1910 г. М.К. Куприна-Иорданская работала в журналистике и после октября 1917 г. Она оставила интересные воспоминания «Годы молодости», где рассказала и о А.И, Куприне, и о журнале «Мир божий»

М.И. Туган-Барановский – экономист, историк, один из представителей «легального марксизма» сотрудничал в журнале сам и привел своих единомышленников – П.Б. Струве, Н.А. Бердяева и С.А. Булгакова. Много работал в журнале А.И. Куприн, активно публиковался Д.Н. Мамин-Сибиряк, маленькую дочь которого после смерти его жены взяла в свой дом А.А. Давыдова.

Первый номер журнала за 1892 г. вышел с опережением – 13 декабря 1891-го. Редактором вначале был В.П. Острогорский – профессор, известный литературовед и педагог. Давыдова и Острогорский планировали создать журнал для подростков, но планы постепенно менялись. В подзаголовке «Мира божьего» в год выхода значилось: «Литературный и научно-популярный журнал для юношества». В объявлении об издании подчеркивалось, что журнал хочет давать своим читателям «общедоступное образовательное чтение». В качестве основного читателя предполагалась и образованная семья, и читатели из различных слоев общества. Но журнал стал расширять предполагаемую аудиторию, выводить ее за пределы собственно подростковой. От первоначальных планов осталось только название: «Мир божий» – мир вокруг человека, со всеми его проявлениями, тайнами и загадками[23]. В 1893 г. редакция получила разрешение добавить к подзаголовку слова «и для самообразования». Значит, аудитория расширилась еще больше, так как самообразованием могут заниматься люди любого возраста.

Мир божий» формировался как образовательный научно-популярный журнал для юношества и «средней по образованию публики». Этим объяснялось обилие научных и научно-популярных публикаций, которыми журнал славился все время своего существования.


Знакомство с веком минувшим

Знакомство с веком минувшим, т.е. с 19 и началом 20 до революции 1917 года,удобно рассматривая повседневную жизнь обитателей того мира

Для этого и служат персонажи сайта,где главными являются:Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева,писатель Павел Иванович Мельников - Печерский,архиепископ Феофан Полтавский (Быстров),княгиня Аврора Карловна Демидова.

Начнем с Марии Тенишевой.Трудное детство в сочетании с привитым ей комплексом неполноценности неожиданно выковали в ней сильный характер.

К укреплению сильной воли как ни странно способствовал неудачный брак.Оставив дочь на попечении родственников. И расставшись с нелюбимым мужем. Мария решила заняться самообразованием.Для этого она перебралась в Париж

И удача ей сопуствовала.Но сколько нужно было приложить сил для этого.Она изучает пение и хорошо поет.Учится на художника и неплохо рисует.Когда кончатся деньги она возвращается в Россию.Через некоторое время она знакомится с "Киту" Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской,которая с увлечением ее поддерживает,помогает материально и отправляется с ней в Париж.Создает условия для продолжения образования

Во второй свой приезд в Париж Мария Тенишева овладела ремеслом создавать минюатюры на эмали,что в тяжелые годы эмиграции позволит им существовать опираясь на собственные силы.

Конечно на такую красивую,умную и талантливую женщину,обратил свое внимание князь Вячеслав Николаевич Тенишев.

С прежним мужем брак был расторгнут (Николаев).Она вышла замуж за князя Тенишева унаследовам его титул и приняв фамилию мужа.Богатый муж способствовал исполнению многих ее начинаний.

Кн.М.Тенишевой была собрана коллекция предметов русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску.Таким образом ,забота о просвещении русского народа,послужила основанием для доброй памяти у потомков.

далее...

Следующим кого следует упомянуть это писатель Павел Иванович Мельников - Печерский.Личность незаурядная.Вершиной его литературного творчества стал роман-дилогия "В лесех и На горах".Роман о жизни старообрядцев. Обширная осведомленность о старообрядческой жизни обусловлена тем что Мельников был чиновником по долгу службы занимался он почти исключительно старообрядческими делами: выявлял и подсчитывал тайных “раскольников”, разыскивал беглых старообрядческих попов, “зорил” скиты, вел с начетчиками старообрядчества догматические диспуты и т. п. Эта энергичная деятельность нижегородского чиновника вскоре была замечена и в Петербурге, по протекции Даля Мельников начинает выполнять не только поручения местного начальства, но и задания министра внутренних дел и даже “высочайшие” повеления.Написав романы Павел Иванович Мельников поднял пласт народной жизни в свете религиозной составляющей.

Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров).Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику, был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и пламенным ревнителем Православия, неподкупным и бескомпромиссным стражем Правды Божией, столь многими попираемой в наши лукавые дни. И он выше всякого другого дела ставил духовную жизнь – “умное делание”, как говорили наши благочестивые предки, и неуклонное последование Святым отцам. И у него было множество духовных чад, разбросанных не только по всей России, но и в силу печальной катастрофы, постигшей нашу Родину, по всему земному шару. Если бы была возможность собрать все письма Владыки Феофана к его духовным чадам, они составили бы целые объемистые сборники огромной духовной ценности.

Княгиня Аврора Карловна Демидова.Известна своей красотой и благотворительностью. В 1841 г. она основала первые ясли для детей работниц в Хельсинки, а также детский дом в Петербурге. В Финляндии имя Авроры Карловны занесено в книгу «100 замечательных финнов». Считается, что она оказала влияние на решение Александра II провозгласить Финляндию конституционной страной, имеющее выборное правительство и все конституционные свободы. Об этом решении Александр II сообщил на открытии Сейма в Гельсингфорсе 18 сентября 1863 г. На ее средства в Нижнем Тагиле содержался Авроринский приют на 60 детей, одноклассная школа с ремесленными мастерскими, училище для девочек при Свято-Троицкой единоверческой церкви, названное в честь нее Авроринским. В 1849г., во время приезда в Нижний Тагил, Аврора Карловна участвовала в свадьбах и крестинах, чем снискала уважение у местного населения. Думаю стоит о ней рассказать.