Журналы XIX века

  Просмотров материала: 2286

Журнал : "Божiя нива";   содержание, авторы.

avtor_img


Журнал номер за 1905 год.

Перейти в библиотеку

Божiя нива

Журнал, издавался ежемесячно в 1902-1917 гг. Троице-Сергиевой лаврой с подзаголовком «Троицкий собеседник для церковно-приходских школ» (1902-1905) и «Троицкий собеседник для православной школы и семьи» (1906-1917). Издание прекратилось в мае 1917 г. на № 185. В 1903-1917 гг. в качестве приложения к «Б. н.» выходил ж. «Зернышки Божией нивы: Троицкое чтение для детей» (173 номера).

Основателем и бессменным редактором «Б. н.» был архим. (с 1904 епископ, с 1913 архиепископ) Никон (Рождественский).

По его просьбе митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) представил в Святейший Синод программу журнала и исходатайствовал благословение на его издание (разрешение получено в нояб. 1901). В марте 1903 г. журнал рекомендован Училищным советом Святейшего Синода для б-к всех церковноприходских школ.

далее...

«Божiя нива.» содержала 7 рубрик: Церковь и школа, Семья и школа, Школа и народная жизнь, Школа как воспитательница эстетических чувств, Посевы и всходы, Летопись церковных школ, Переписка наших читателей, Наш дневник. На протяжении 16 лет издания журнал был посвящен задаче «оказывать нравственную поддержку всем, кто трудится в церковноприходских школах, в великом деле воспитания детей народа в духе христианского благочестия и родных преданий старины». Авторы и корреспонденты журнала привлекались в основном из среды сельских учителей и священников, особенностью издания являлась простота стиля и содержания.





avtor_img


Архиепископ Никон (Рождественский).

Основатель журнала

Имя архиепископа Никона (Рождественского) постепенно в его творениях возвращается к русским людям: уже переиздана его замечательная книга "Меч обоюдоострый", в православной периодике появляются перепечатки его статей. Великое имя снова прочно входит в наш читательский обиход.

Естественно, о человеке такого масштаба, как владыка Никон, можно было бы рассказывать много, и все равно всего не пересказать, потому как жизнь его была поистине подвижнической, насыщенной событиями ярчайшими.

Безбожная Россия ушла в сень смертную, ушла туда насовсем. Пробуждается православная Россия, и она не забудет это имя. Память об архиепископе Никоне для нас незабвенна, дорога, и мы будем просить Господа упокоить в небесных селениях Своего великого молитвенника.



avtor_img


За учебой.Церковно-приходская школа.

О церковно-приходских школах

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. Ранее — приходские училища.

В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.

далее...

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х гг., в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В связи с началом русско-японской войны 1904—05 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться.

Определением Временного правительства от 20 июня 1917 г. были переданы почти все церковно-приходские школы из введения Святейшего Синода в ведение Министерства народного просвещения. Передать должны были все начальные школы, включенные в т.н. школьную сеть и получавшие от казны пособие, а также учебные заведения, подготавливающие преподавателей для них: второклассные и церковноучительские школы. Отторгнутыми оказывалась более 37 тысяч учебных заведений, тогда как под управлением Синода оставалось около одной тысячи школ. Это означало фактическое уничтожение церковной школы, так как школы реквизировались вместе со зданиями, где проходили занятия и размещались библиотеки. [2] После 1917 года церковная школа была полностью ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С началом 1990-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.




avtor_img


Церковно-приходская школа в селе Парканы.

Свящ.Ф.Делов с учащимися школы

28-30 мая 1874 года в Одессе состоялся епархиальный съезд священнослужителей Херсонской епархии, посвященный проблемам обучения. Среди активных участников съезда - протоиерей Яков Делов. Он вел несколько заседаний съезда, подписывал итоговые документы . В те же годы парканская церковь была признана одной из лучших в Тираспольском уезде. Как результат этого, церковному старосте Кириллу Стоянову 11 августа 1878 года указом «Государя императора была пожалована серебряная медаль для ношения на груди на Станиславской ленте» . Состоявшийся в июне 1878 года очередной епархиальный съезд был омрачен печальным известием о кончине протоиерея Якова Николаевича Делова.



далее...

Съезд покинули и уехали в Парканы братья покойного священники Григорий, Зиновий, Тимофей и Димитрий, его старший сын Николай. Из Кишиневской духовной семинарии приехали еще два сына: Сергей и Петр. Из Одесского уезда прибыл только что начавший карьеру священнослужителя сын Иван. После похорон на семейном совете обсуждался вопрос, кому перенять приход и наследство отца Якова. Выбор пал на его 24-летнего сына Федора.

В 1877 году после окончания Кишиневской духовной семинарии Федор Делов приехал в Парканы и уже год проработал в должности народного учителя в местной земской школе. Согласно церковным канонам, священником нельзя стать, пропустив какое-то звено в карьере. Поэтому 18 июня 1878 года Ф. Делав был рукоположен в дьяконы, а уже через неделю в священники Михайловской церкви села Парканы. Всю свою жизнь отец Федор сохранял первоначальную тягу к школе. При его активном участии в селе были последовательно открыты две земских школы, а позже единственные в уезде раздельные церковно¬приходские школы: для мальчиков и для девочек. С 1885 по 1908 годы, помимо прямых обязанностей, парканский священник исполнял должность наблюдателя церковно-приходских школ всего Тираспольского уезда. В 1904 г. за труды на ниве народного просвещения отец Федор был награжден орденом святой Анны третьей степени. Ф. Делов неоднократно избирался в уездные земские учреждения. На долю священника Ф. Делова выпало и строительство нового здания церкви.

В 1912 году после капитального ремонта стало ясно, что необходимо новое здание. «Старая церковь, хотя и была ремонтирована, но в некоторых местах дает течь и сама по себе церковь очень тесна» , - аккуратно записал отец Федор в «Клировых ведомостях» за 1914 год. Незадолго до этого церковь посетил архиепископ Херсонский и Одесский, получивший прошение от Парканского сельского общества разрешить постройку новой церкви. Получив разрешение его преосвященства, в 1915 году парканцы взялись за дело. Строили церковь всем селом. «Во время строительства церкви, - передает рассказ отца Н. К. Погорельский, - показал всю свою силу Иван Гайвук (И. Ф. Узун - Г. А). Он поднимал наверх сразу по пять пятериков котельца». Воздвигалась новая церковь на месте старой. Алтарь оставался нетронутым, его только накрыли тентом. Богослужение временно проходило в здании церковно-приходской школы напротив. К зиме церковь была уже построена. Новая церковь стала крупнейшей в округе. Она была точной копией Бендерского Преображенского собора, и парканцы по праву гордились ее прекрасной архитектурой.



avtor_img


Михаил Никифорович Катков (1818-1887).

Церковно-приходские школы

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости", основоположник русской политической журналистики. 13 июня текущего года Высочайше утверждены "правила о церковно-приходских школах". Причем Его Величеству благоугодно было на всеподданнейшей записке по этому предмету собственноручно начертать: "Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле".

Церковно-приходские школы, как ясно видно из сказанного выше, не составляют какого-либо нового изобретения. Они существовали с начала Русского государства и христианства в России. До 60-х годов они считались десятками тысяч и уничтожены в угоду "народникам", желавшим поймать таракана.

далее...

Школу устроить не так просто, как кабак открыть. Легко было уронить и разрушить школу; но устроить вновь - дело трудное. В течение тринадцати лет - от 1865 по 1878 год - вследствие борьбы с измышленным "клерикализмом" число церковноприходских школ упало с 21 420 до 4680. И такой-то разгром народной школы выдавался за "реформу" школьного дела. Легко сказать: двадцать одна тысяча школ! Скоро ли вновь откроешь их и устроишь!

Начальная школа должна и оставаться при начале. Научить детей читать, писать, считать и начаткам учения Православной Церкви - вот основная задача церковно-приходских школ. Если они успешно исполнят эту задачу, то этим самым окажут великую услугу делу просвещения народа. Более даровитые и любознательные дети перейдут в дальнейшие училища. Усвоившие себе только простую грамотность имеют возможность с течением времени дополнить свое образование самостоятельным чтением Священного Писания, книг исторических, по сельскому хозяйству, географии, гигиене. Можно будет составить особую народную библиотеку по разным отраслям науки и промышленности, чтобы каждый грамотный взрослый человек мог найти и прочесть именно то, что ему нужно. Но иное дело народная библиотека и иное - народная школа. Если церковно-приходские школы исполнят свою основную задачу, они дадут народу полную возможность пользоваться народной библиотекой; но если бы вздумали ввести эту библиотеку в свою программу для детей, учащихся грамоте, то ничего не достигли бы, кроме сумбура, и сделали бы невозможным самое свое существование, потому что потребовался бы сложный штат учителей по разным наукам и отраслям промышленности, чего не может вынести никакая начальная школа.




avtor_img


Церковно приходская школа.

Церковно-приходские школы

Черемене́цкий Иоа́нно-Богосло́вский монасты́рь — монастырь Русской православной церкви, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. В 1903 году по проекту инженера-архитектора Н. Г. Кудрявцева было построено деревянное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Монахи Череменецкого монастыря стали обучать крестьянских детей из окрестных деревень.

Главная святыня обители — явленная чудотворная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.). Она имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе рядом с образом Спасителя. В 1895 году Великий князь Константин Константинович подарил для иконы большую серебряную лампаду в память о последних посещениях монастыря.



avtor_img


Рачинский, Сергей Александрович.

Российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. В первый период учительской деятельности Рачинский вёл поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вёл переписку. В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики.

В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»;

далее...

Не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге. Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймёт Бетховена и Баха.

С. А. Рачинский также успешно практиковал лечение заикания с помощью чтения старо-славянских текстов и церковного пения. Им написана работа «Заикание и церковно-славянское чтение», вошедшая в знаменитую книгу «Сельская школа».