Журналы XIX века

  Просмотров материала: 2881

Журнал : "Новый  русский  базар";   содержание, авторы, картины.

Перейти в библиотеку Перейти в галерею

Иллюстрированный дамский журнал — выходил в Петербурге в 1867—1905, 3 раза в месяц, с 1867 — еженедельно. Изд. (в разное время) — В. Е. Генкель, В. Э. Гольдшмидт, А. Лишке, К. К. Рейтгер и др. Ред. — П. Эйснер, А. С. Афанасьев и др. В первый год издания «Н. р. б.» выходил отдельными выпусками (один литературный выпуск и два — специально посвященных модам и рукоделиям). В первом литературном номере «Н. р. б.» высказываются симпатии к демократическим журналам «Дело» и «Женский вестник» . Редакция рекомендует эти издания своим читателям. В это время журнал выступает за расширение женского образования, публикует очерки Г. И. Успенского. В дальнейшем «Н. р. б.» заметно потускнел. Заполнялся главным образом развлекательной переводной беллетристикой, медицинскими и кулинарными советами.

Конрад Кисел

Урок

Картины художников для журнала "Новый русский базар".Первый: Конрад Кисел (Conrad Kiesel,1846-1921) - известный портретист и жанровый художник, а также скульптор и архитектор конца 19 века. Первоначальные навыки в качестве архитектора Конрад Кисель получил в Германии. Работал в Голландии, а затем снова вернулся в Берлин для изучения живописи, жил в Дюссельдорфе. Под опекой Вильгельма Сона художник постигал технику изображения цвета и ткани. Известность получил как портретист, работал в жанре живописца, при одновременном сохранении своей репутации в качестве скульптора. Своими картинами привлек внимание императора Вильгельма II и получил звание почетного профессора Берлинской Академии художеств. В течение всей его жизни работы художника представлялись на ежегодных Больших выставках искусства в Берлине и выставках в стеклянном дворце Мюнхена. В 1900 году он получил заслуженное признание на Всемирной выставке в Париже.

Луиза-Элизабет Виже-Лебрен

Автопортрет в соломенной шляпке. 1782г.

Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Одна из самых известных женщин-художниц восемнадцатого века. Ее называли «Художник красоты и ее воплощение». Придворная художница. Она была знакома и писала портреты Марии-Антуанетты, последнего из Польских королей Станислава Понятовского, Голланского короля Виллема I и многих других членов королевских и императорских фамилий. Ее кисть запечатлела очень многих знаменитых людей 18-го столетия. За свои 86 лет жизни эта женщина была избрана в Академию художеств очень многих стран. в 1795 году переезжает в Петербург, где проводит целых семь лет насыщенной и очень плодотворной жизни. Слава Луизы Виже-Лебрен уже докатилась до Петербурга. Заказы сыпались один за другим. Она не успевала за прыткой знатью, изрядно наседающей на нее. Каждый норовил захватить и перевести внимание художницы на себя. Этот период знаменателен не только тем, что она встретила в России многих своих друзей и пишет портреты придворных и знаменитых людей России (более 50 портретов), но и тем,что ее единственная дочь выходит здесь замуж.

Кнут Эквалл

Вечернее чтение

Кнут Эквалл учился с 1860-1866 в Академии художеств в Стокгольме, с акцентом на ксилографии (гравюра на дереве проектирования печатных блоков) и рисования. Он стал учеником художника Людвига Кнауса в Берлине. В 1869 году Кнут познакомился со своей будущей женой Терезией Берковиц, красивой и очень музыкально одарённой приемной дочерью часового мастера из Берлина. Кнут и Терезия решили пожениться, но семья Экваллов была против брака с бедной девушкой. Тогда Терезия уговорила любимого сбежать с одним чемоданом и палитрой в Берлин, где и произошло венчание. Этот брак был счастливым. В 1973 году у них родился сын Гарольд, а в 1875 дочь Анна. Они, как и мать, стали музыкантами. Так, случайно, по воле судьбы Кнут Эквалл оказался в Германии, оставив неизгладимый след в культуре этой страны. В 1870 году Эквалл зарекомендовал себя в качестве художника в Мюнхене в Германии, а затем работал в Лейпциге. Его работы в этот период были в первую очередь для журнала иллюстрации и были воспроизведены в гравюрах. Он вернулся в Швецию и умер там в возрасте 69 лет.

Эжен де Блаас

Улов дня

Эжен де Блаас (фр. Eugene de Blaas, Югин фон Блаас, нем. Eugene von Blaas, Эудженьо де Блаас, итал. Eugenio de Blaas; 24 июля 1843, Альбано Лацьале — 10 февраля 1932(1931 ?), Венеция) — итальянский художник , писавший в стиле академического классицизма. Родился в Альбано Лацьале, возле Рима. Родители его были австрийцами. Отец, Карл фон Блаас был хорошо известным художником, работающим в историческом жанре позднего бидермайера. Позже семья переехала в Венецию, где Карл фон Блаас стал профессором академии Венеции. Оба сына решили продолжать семейное дело, Юлиус становится художником анималистом, тогда как Эжена больше привлекают жанровые картины из жизни простых венецианцев. Первые брал уроки у отца, в художественной академии Рима и академии Венеции. Выставлялся в Италии и за границей: в Вене, в Лондоне, Париже, Берлине, Монако, Брюсселе, Петербурге. Эжен как и отец стал профессором академии Венеции.

Лагерлёф Сельма

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлеф [1858—1940] родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, и Сельма была четвертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи. Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом.

далее...

Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный журналом «Идун» ("Idun"). Редактор журнала не только присудил Л. первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Л. взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге» ("Gosta Berlings saga", 1891). Роман был написан в том романтическом стиле, чуждом реализму, который преобладал в произведениях Августа Стриндберга, Генрика Ибсена и других писателей Скандинавии того времени. В нем рассказывалось о приключениях байронического героя, священника-отступника. Вначале роман был плохо принят, но стал чрезвычайно популярным после того, как о нем написал известный датский критик Георг Брандес, увидевший в романе возрождение романтических принципов. После публикации первого романа Л. вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи» ("Osniiga lankar"), который появился в 1894 г. В этом же году Л. знакомится с писательницей Софи Элкан, которая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Л. могла теперь целиком посвятить себя литературе Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста» ("Antikrists mirakler", 1898). Эта книга, действие которой происходит на Сицилии, была написана как сатира на социализм. Поездка в Палестину и Египет дала Л. материал для создания двухтомного романа «Иерусалим» ("Ierusalem: Dalarne", 1901, "Ierusalem: In det heliga lander", 1902). Это история семей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину Роман получил высокую оценку за глубокий психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал. Книги Л. были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить имение Морбакка В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спустя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» ("Nils Holgerssons underbara resa genom Svenge"), а в 1907 г. вышла другая детская книга Л. – «Девочка с фермы на болотах» ("Tosen fran Stormyrtorpet"). Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом. В1909 г. Л. была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». Слово для торжественного поздравления было предоставлено члену Шведской академии Клаэсу Аннерстедту, который назвал «Сагу о Йесте Берлинге» «знаменательной книгой и не только потому, что она решительно порывает с нездоровым и фальшивым реализмом нашего времени, но и потому, что ее отличает исключительная оригинальность». Л. соединяет в своем творчестве «чистоту и простоту языка, красоту стиля и богатство воображения с этической силой и глубиной религиозных чувств», – сказал также Аннерстедт. Ответная речь писательницы представляла собой причудливую фантазию, в которой будто бы перед ней появляется ее отец – «на веранде в саду, полном света и цветов, а над ним кружатся птицы». Во время беседы с отцом она говорит, что боится не оправдать ту огромную честь, которую оказал ей Нобелевский комитет. Подумав, отец стучит кулаком по подлокотнику кресла-качалки и заявляет «Я не собираюсь ломать себе голову над проблемами, которые невозможно решить ни на небе, ни на земле Я слишком счастлив оттого, что тебе дали Нобелевскую премию, чтобы беспокоиться еще о чем-нибудь». После получения Нобелевской премии Л. продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом. Она также много времени уделяла феминизму, в 1911 г. выступала на международной женской конференции в Стокгольме, а в 1924 r в качестве делегата женского конгресса ездила в Соединенные Штаты. В 1914 г. Л. избирают членом Шведской академии В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писателей. К этому времени Л. выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка» ("Marbacka", 1922). Некоторые ее романы были экранизированы. Перед началом второй мировой войны в нацистской Германии ее приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Л. начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко ее осудило. За год до смерти Л. помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла ее от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финляндской войной, она пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. После продолжительной болезни Л. умерла от перитонита в своем доме в возрасте 81 года. Необыкновенно популярная в Швеции, где ее ценят за незабываемые картины шведской природы и обычаев, Сельма Л. пользуется успехом и за рубежом, хотя не без оговорок. Так, в предисловии к монографии о Л. английская писательница Виктория Сэквил-Уэст писала, что «больше всего удаются Л. мифы, саги и предания, что же касается психологии, а также чистого бытописательства, то это не самые сильные ее стороны». Сравнивая Л. с датским писателем Исаком Динесеном, литературовед Эрик Йоханессон отмечает в «Скандинавских исследованиях» (I960): «Вселенная Л. – это моральная вселенная, в которой основной конфликт между добром и злом и в которой Бог уверенно ведет героев к счастливому концу. По этой причине ее книги носят порой дидактический оттенок». Для шведского композитора Хуго Альфена «читать Л. – это все равно что сидеть в полумраке испанского собора, когда не знаешь, происходит ли все это во сне или наяву, но всем существом чувствуешь, что находишься на святой земле.

Элиза Ожешко

В журнале "Новый русский базар" помещена повесть "Призраки".С городом Гродно связана жизнь и деятельность талантливой польской писательницы Элизы Ожешко. Она родилась в 1842 году в деревне Мильковщизне (недалеко от Гродно). После подавления восстания 1863 года Ожешко переселилась в Гродно и до конца своей жизни проживала в городе. В своих многочисленных романах, повестях и рассказах Элиза Ожещко выступала против социальной несправедливости, против реакции, застоя и косности. Ее произведения проникнуты любовью к трудовому народу, в котором писательница видела могучую силу. На творчество Э. Ожешко оказала большое влияние русская реалистическая литература. Проживая в Гродно, она вела обширную переписку с русскими писателями: Львом Толстым, Салтыковым-Щедриным и другими. Ожешко умерла в 1910 году.

далее...

Элиза Ожешко (1841 — 1910) урожденная Эльжбета Павловская родилась в семье богатого помещика и адвоката.

Образование получила в Варшавском пансионе. В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 году сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано. Брак Элизы с Петром Ожешко по ее инициативе был признан в 1869 году недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение Милковщину (1870) и жила литературными трудами. В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью.

Поль Анри Корантен Феваль

Французский писатель Поль Феваль (фр. Paul Henry Corentin Féval, 29 сентября 1816, Ренн — 7 марта 1887, Париж), автор популярных приключенческих романов (так называемых романов плаща и шпаги), при жизни пользовался не меньшим успехом, чем Бальзак и Дюма. Начав переводить роман Эжена Сю Лондонские тайны, написал под этим названием собственный роман, опубликованный под псевдонимом сэр Фрэнсис Троллоп, получивший немедленное признание и выдержавший 20 переизданий. Опасные приключения, дворцовые интриги, яды, заговоры, захватывающие погони и драки, неистовые страсти любви, все это вы найдете в романах французкого писателя...

далее...

Поль Анри Корантен Феваль родился 27 сентября 1817 года в Ренне в известной семье адвокатов. Когда ребенку было десять лет, у него умер отец: мать постоянно испытывала материальные затруднения, и лишь помощь дяди позволила ему закончить школу. Рос мальчик замкнутым, много читал. По семейной традиции Феваль выучился на адвоката; в 1836 году он завершил образование. Все время Феваль не оставлял попыток вступить на литературное поприще. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы. Несмотря на крайне невысокий уровень этих ранних сочинений, часть из них была опубликована и получила одобрение критики. В 1844 году газета «Эпок» начала печатать с продолжением роман «Лондонские тайны» некоего сэра Френсиса Тролопа. Под этим псевдонимом скрывался начинающий писатель Поль Феваль. Роман сразу же поставил его создателя в один ряд с такими великими современниками, как Эжен Сю и Александр Дюма-отец. Редакция «Эпок» ввиду успеха произведения предложила Февалю совершить за счет газеты вояж в Лондон, чтобы автор, ранее не покидавший пределов Франции, проникся истинным «британским духом» и использовал местные впечатления для работы над второй частью романа. Следом за «Лондонскими тайнами» Феваль публикует ряд романов, сюжеты которых были навеяны популярной мистической литературой («Вампир») и с детства любимыми им бретонскими преданиями и легендами («Рейнский лес», «Белый волк»). Создав в течение своей жизни более двухсот произведений, Феваль остался в памяти потомков в первую очередь автором одной книги — романа «Горбун» (1857). Незаурядный талант позволил писателю мастерски соединить в «Горбуне» фантазию с реальностью, чудесную сказку с живой историей.Феваль умер 8 марта 1887 года. На склоне лет романист сделался ревностным католиком и писал брошюры клерикального содержания. И лишь в следующем веке, чуть более двух десятилетий назад, литературная критика признала достойное место писателя в славной плеяде популярных прозаиков прошлого. Но хотя историки литературы надолго забыли о писателе, на протяжении всего этого времени книги его, и в первую очередь роман «Горбун», не переставали переиздаваться. О популярности романа на родине автора говорит также целая серия прямых продолжений и своеобразных эпилогов «Горбуна», которые создавал сын писателя, Поль Феваль-младший. В 1893 году был издан его роман «Сын Лагардера», за которым последовали «Неверские близнецы», «Мадемуазель де Лагардер», «Внучка горбуна» — цикл книг, повествующих о потомках полюбившегося читателю героя.